Autechre
Название группы является своеобразным симбиозом или созвучием технократических терминов.
История
Название группы является своеобразным симбиозом или созвучием технократических терминов. Слово «autechre» (произносится [о:тэкр] с длинной „о“ и гортанной „р“) обозначает несуществующее абстрактное явление, объединяющее в себе понятия «автоматизация», «технология», «восприятие» и «архитектура».
Шон Бут (Sean Booth) и Роб Браун (Rob Brown) объединились в дуэт Autechre для создания самой интригующей, гиперэнергетической и захватывающей электронной музыки сегодняшних дней. Музыканты как бы переговариваются электронными аккордами, передавая друг другу право вести диалог.
Исполнители отрицают тезис о том, что прогресс в электронной музыке полностью зависит от технических достижений, воплощенных в современных синтезаторах. «В этом надо винить исключительно людей. Это люди со своим инертным мышлением привязывают себя к технологии, — говорит Шон. — Техника просто уничтожает связь между руками и головой».
Роб и Шон слегка разочарованы современной клубной культурой: «Клубная жизнь далека от совершенства, им еще есть над чем поработать». Об электронной музыке в сравнении с акустической: «Неудивительно, что электронная музыка всегда связывается с тематикой фантастической литературы. Будучи насыщенным опытом общения с окружающим миром, человек охотно обращается к новым звукам, новой музыке, как признаку существования какой-то параллельной фантастической жизни».
Autechre — одни из наиболее видных представителей такого жанра как idm (Intelligent Dance Music — интеллектуальная танцевальная музыка). Не какая-то легкомысленная танцевальная муха-однодневка, а серьёзная и осмысленная электронная музыка. И главное — сложная. Магическое слово «сложная» много раз всплывает в каждом интервью с Autechre, в каждой рецензии.
Страсти вокруг IDM и вокруг таких проектов как Autechre, Aphex Twin, The Black Dog (ныне Plaid), The Sabres of Paradise, за которыми стояло издательство Warp, разразились во второй трети 90-х. К этой же струе относились и такие немецкие проекты как Atom Heart и Mouse on Mars.
Это электронная музыка, под которую не надо танцевать, а которую надо слушать. Даже не слушать, а внимать, следя за всеми изгибами, наслоениями и пересечениями. Желательно, сидя дома в наушниках. IDM — это якобы музыка не для ритмично ухающего техно-стада, а для индивидуалистов и эстетов. IDM — это музыка с претензией на сложность. Со сложным ритмом и странными звуками. Впрочем, толчея электронных скрипов, взвизгов, щелчков и мяуканья, как правило, служит лишь флёром, в музыке присутствуют и удары барабанов, и звон тарелок, и бас-линия. и всегда находится место и для довольно напевной мелодии.
В идеале музыка должна была постоянно изменяться, имелось в виду, что каждый цикл повторения должен несколько отличаться от предыдущего. В своих интервью Autechre говорили: «Мы постоянно меняем местами составные элементы, строим головоломку. Эта игра идёт на нескольких уровнях. В одном слое головоломка, наконец, собирается вместе, но в другом вдруг распадается на части. Перенесение внимание на другой слой музыки расфокусирует внимание. Ты вынужден контролировать несколько параллельно развивающихся слоёв, то есть перемещать фокус своего внимания внутри трека и самостоятельно определять, за чем надо следить именно в этот момент, — рассказывал Шон Бут в интервью журналу Wire, — Ты вполне способен следить за процессом трансформации, потому что он идёт на той же скорости, на которой работает твой мозг. Разумеется, существуют люди, мозг которых работает на более высокой скорости, они слышат всё, что происходит в нашей музыке, и им всё это кажется занудливым. И есть люди, которые работают на более медленной скорости, они вообще не могут сориентироваться в том, что происходит, для них слишком много событий. А мы работаем на правильной скорости, именно на неё и настроена наша музыка».
Это довольно старое интервью, ничего подобного Шон и Роб больше не говорят, сегодня они отказываются комментировать свою продукцию. Но и сегодня они вспоминают о тех днях, когда они на нелегальных парти играли живьём, и никто не замечал заводят ли они ритм-машины или вертят грампластинки. Идея нескольких слоёв берёт свой исток в практике диджеев делать звук одной грампластинки тише, а другой — громче. Какое-то время играют обе пластинки. Это момент некоторой неопределённости. Autechre этот переходной момент между двумя треками сделали идеей своей музыки. Количество слоёв возросло и микшируют музыканты не чужие грампластинки, а собственные ритм-треки, но принцип - тот же. Но, это разоблачения четырёхлетней давности, сегодня по поводу музыки — ничего подобного не осталось. Разговоры, якобы, не отражают сути происходящего.
И хотя технология изготовления музыки Autechre вышла на новый уровень, перекошенные, измельчённые и хитрым образом переплетённые ритмические заграждения их альбомов звучат очень интригующе, захватывающе. Что, вообще говоря, не странно, если принять на веру разговоры о сложности, многослойности, манипулировании вниманием слушателя. К моему огромному сожалению, из многих ранних композиций Autechre торчат длинные уши эсид хауса.