Supertramp
Supertramp (супертрэ́мп) — британская рок-группа, чью музыку относят к направлениям прогрессивный рок и поп-рок.
История
Supertramp (супертрэ́мп) — британская рок-группа, чью музыку относят к направлениям прогрессивный рок и поп-рок. Образована Риком Дэвисом и Роджером Ходжсоном в 1969 году. Ранний период творчества группы отмечен амбициозными концептуальными альбомами, в то время как наибольшую популярность ей принесли более поздние хиты, среди которых «Dreamer», «Goodbye Stranger», «Give A Little Bit» и «The Logical Song». Несмотря на успешные продажи записей, группа никогда не считалась звёздной. О её музыкантах говорят, что по количеству проданных пластинок они рекордсмены среди людей, которых не узнают на улице. Название коллектива взято из романа Уильяма Генри Дэвиса «The Autobiography of a Super-Tramp». Supertramp в целом можно назвать группой двух музыкантов. Два равноценных автора, певца и одновременно клавишника Роджер Ходжсон (позже он стал в основном гитаристом) и Рик Дэвис, какое-то время работавший с Джильбертом О’Салливэном в группе Rick’s Blues, окончивший художественную школу в Суиндоне, познакомились, когда последний, распустив свою группу Joint, высматривал потенциальных сотрудников. Ходжсон только что закончил школу. Группу дополнили гитарист Ричард Палмер, саксофонист Дэйв Уинтроп и ударник Боб Миллер. Дебютный диск, записанный на средства некоего мецената-миллионера, был встречен довольно пренебрежительно, и Миллер, получивший нервное расстройство, был заменен Кевином Карри. Для записи диска «Indelibly Stamped» (A&M 1971) был приглашен басист Фрэнк Фаррелл. Однако и этот альбом не вызвал интереса, и группа распалась во время своего неудачного турне по Норвегии. Только в 1973 году Ходжсон и Дэвис начали набирать новый состав, который оказался очень устойчивым. Из группы с забавным названием Bees Make Honey пришел ударник Бенберг, единственный американец в ансамбле. Самым большим музыкальным опытом обладал саксофонист Джон Хэлливелл, который был членом групп сопровождения Джимми Риффина и Артура Конли. Вместе с Робертом Палмером и Догджи Томпсоном он играл также в группе Alan Bown Set. Диск «Crime Of The Century» (A&M 1974) ознаменовал переворот не только в судьбе группы, но и в ее стиле. По-детски звенящий вокал, изящное кружевное плетение клавишных, мелодичность и задушевность песен «Dreamer» (ставшей в следующем году хитовой) и «School» были предвестниками грядущего большого успеха. Продюсеру Кену Скотту удалось подготовить технически безукоризненный альбом. После его выпуска авторская пара Ходжсон-Дэвис сошлась в своем желании попрощаться с Англией и переправиться в Калифорнию. Вообще-то согласие этих двух музыкантов - явление редкое. Если Ходжсона в композиции, изящной и мелодичной, можно сравнить с Полом Маккартни, то Дэвиса, более рокового и саркастичного - с Джоном Ленноном. Но далее сравнения разворачиваются на 180°. Ходжсон - мудрец и фантазер, а Дэвис не скрывал, что склонен к «нормальному» образу мышления. Следующие альбомы «Crisis? What Crisis?! (A&M 1975) и «Even In The Quietest Moment» (A&M 1977) вышли в перерывах между протяженными гастрольными заездами, ублажили гурманов и создали ансамблю репутацию выдающегося на концертах и еще лучшего в записывающей студии, несмотря на то, что Дэвис твердил: «в группе нет ни одного по-настоящему сильного музыканта». Критики описывали их стиль как менее монументальный и более упрощенный «американский» вариант Yes и Genesis. В различных анкетах Supertramp еще появлялись главным образом в категории «оформления обложек альбомов», хотя песни «Give A Little Beat» и «Even In The Quietest Moments» как образцы впечатляющей мелодичности и высокой исполнительской техники по праву относятся к «золотому фонду» рок-музыки. Музыкантам нельзя было отказать в скромности. Ходжсон как-то заявил: «Думаем, что музыка, которую мы делаем, достаточно примитивна». Но не будем придавать его словам особого значения, они весьма далеки от истины. Тот же Ходжсон говорил: «Музыка обладает силой лечить, гипнотизировать, приносить людям ощущение счастья, печали, радости. Хочу, чтобы у моей музыки было это свойство». Этими достоинствами в полной мере обладал альбом «Breakfast In America» (A&M 1979) , который в 1979 году собирал одну награду за другой во всевозможных анкетах. Он добился премии Grammy за техническое качество записи и наилучшее художественное решение. Песня «Logical Song» из этого диска получила в Англии премию Айвора Новелла за лучший текст песни в роке в 1979 году. Подготовка этого альбома потребовала полных восемь месяцев с утра до ночи. Из них три месяца пропали вовсе, так как группа вовремя убедилась, что делала вовсе не то. Музыка, которая в принципе не содержала в себе ничего нового, даже в контексте развития самой группы, а тем более в эволюции мирового рока, тем не менее совершенно пленила слушателей - выразительной мелодичностью, легкой и изменчивой игрой красок и тонов, до тонкостей проработанными деталями, нервностью, шармом, элегантностью, а также в целом атмосферой гибельности, связанной с горькой меланхолией текстов, которые эти новоявленные заокеанские пионеры адресовали американцам. Альбом содержал несколько мастерских и несколько ремесленных песен, поражающих необычайной точностью выделки и привлекающих вдумчивого слушателя главным образом ясной символикой текстов, наполненных разочарованием и неуверенностью, характерными для американской молодежи, вступающей в жизнь. Различными шагами, через лирическую отчужденность («Goodbye Stranger»), бегство в религию («Lord Is It Mine») и нервный кризис («Just Another Nervous Wreck») доходит альбом до катарсиса в заключительной песне «Child Of Vision» с острым текстом: «доллар тебя убедит, а ТВ нарисует, что ты умеешь делать» и откровенным вызовом «…найди себе новое честолюбие». Альбом «Breakfast In America» (A&M 1979) окончательно вывел ансамбль в число супергрупп, снимающих сливки со своих «платиновых» дисков. Их концерты стали чрезвычайно успешными - с одного из них, в Париже в декабре 1979 года, они записали свой единственный «живой» альбом «Paris» (A&M 1980). Наступивший затем кризис оказался для группы губительным. Альбом «…Famous Last Words…» (A&M 1982) отличался неровностью выделки. Летом 1983 года ансамбль совершил гастроли по Великобритании, после чего было объявлено о его распаде. А когда ушедший в сольную карьеру Ходжсон выпустил свой дебютный диск, остальные члены Supertramp собрались вместе и записали альбомы «Brother Where You Bound» (A&M 1985) и «Free As A Bird» (A&M 1987). Однако в эти годы их деятельность особого успеха не принесла.
Дискография:
* Supertramp (1970)
* Indelibly Stamped (1971)
* Crime of the Century (1974)
* Crisis? What Crisis? (1975)
* Even in the Quietest Moments (1977)
* Breakfast in America (1979)
* Paris (концерт, 1980)
* …Famous Last Words… (1982)
* Brother Where You Bound (1985)
* The Autobiography of Supertramp (1986)
* Free As a Bird (1987)
* Live ‘88 (концерт, 1988)
* Some Things Never Change (1997)
* It Was The Best Of Times (концерт, 1999)
* Is Everybody Listening? (концерт, 2001)
* Slow Motion (2002)
* Retrospectacle - The Supertramp Anthology (2005)
Первоначальный состав:
* Роджер Ходжсон
* Рик Дэвис
* Ричард Палмер
* Роберт Миллар
Музыканты присоединившиеся после ухода Палмера и Миллара:
* Фрэнк Фаррелл
* Кевин Кюрри
* Дэйв Уинтроп
Музыканты присоединившиеся позже и вошедшие в классический состав:
* Дуги Томпсон
* Боб Сибенберг
* Джон Хеллиуэл
Музыканты присоединившиеся после ухода Ходжсона:
* Марк Харт
* Клифф Хьюго
* Ли Торнбург
* Карл Верхейен
* Том Уолш
* Джесс Сибенберг